ВДОХНОВЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОЙ
Часто музыка становится импульсом к написанию замечательных литературных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов, мюзиклов, песен.
В нашем списке собраны музыкальные произведения, в каждом из которых музыка становится не просто звуковой иллюстрацией к сюжету, но расширяет пространство его понимания и настраивает на глубокие переживания, давая возможность прикоснуться к тому, что скрыто за словами и литературными образами.

«Ромео и Джульетта», Пётр Чайковский
Самая известная увертюра русского классика, написанная на сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
В ней Чайковского не интересуют детали, он не гонится за эффектами, в фокусе композиторской работы — три темы, обозначающие основной конфликт и выстраивающие драматургию всего изложения: хоральная (отсылающая к монашеству), нервозно-воинственная тема вражды и одна из красивейших мелодий в истории музыки — тема любви. Перфекционист Чайковский будет редактировать это сочинение всю свою жизнь, с удовольствием дирижировать его исполнениями за границей и до конца дней считать эту увертюру своим лучшим творением.

«Данте-соната», Ференц Лист
Романтическая порывистость, глубокая чувственность, потусторонняя, почти что дьявольская магия его таланта воплотились в сочинениях, написанных по великим произведениям Гете, Гюго, Данте. Последнему пианист посвящает удивительную сонату-фантазию, которую так и называет — «По прочтении Данте». В сонате Лист использует один-единственный мотив и на этом материале создает самые контрастные образы: и врата ада, и муки страдающих душ, и великую любовь Франчески, к которой Лист, в отличие от Данте, испытывает сочувствие, заставляя и нас проникнуться ее горем.

«Леди Макбет Мценского уезда», Дмитрий Шостакович
Это произведение – мощное высказывание-разоблачение гнетущей античеловечной среды, царившей в русском купеческом обществе. Это трагедия, которая соединяется с суровой сатирой, чей колоритный, смелый и бескомпромиссный музыкальный язык может пугать и очаровывать одновременно. Интересно, что герои оперы идут по сюжету вслед за повествованием Лескова, однако их поступки трактуются не так, как в тексте, а сами образы становятся более противоречивыми. Но главное — это безоговорочное оправдание героини, которая мучается от невозможности простить себя за преступления, совершенные ею во имя (пусть и выдуманного) счастья.

«Золушка», Сергей Прокофьев
Балет-символ, светлый, весенний, радостный, поставленный в победном 1945 году в Большом театре, он продолжил традицию балетов на сказочные сюжеты. И в этом отношении «Золушка» Шарля Перро стала для Сергея Прокофьева настоящим приключением в танцевальной вселенной: гавот, вальс, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп — чего там только нет!
Прокофьев писал о своей Золушке: «Мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль». Так сказка трансформировалась в историю про человеческое преодоление; вопреки лишениям, страхам и несправедливости — в этой музыке торжествует жизнь, любовь, вера в чудо и надежда на перемены.

«Моя прекрасная леди», Фредерик Лоу
Жанр музыкальной комедии открыл эру красочных шоу, которые пришли на смену классическим опереттам. Сюжет для этих спектаклей нередко заимствовали из классической литературы. Так было и с самой популярной комедией середины прошлого века, известной под названием «Моя прекрасная леди», в которой был использован сюжет пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». И снова — авторы сценария не пожалели первоисточник, сделав из монолитной трехактной комедии довольно подробное повествование со множеством сменяющихся картин.
Оставить сообщение: